МОБУ "Лицей №9"
Приморский край, город Арсеньев
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога является нормативным документом. Он указывает уровень образования, степень квалификации, опыт работы, перечисляет личные качества, которые нужны учителю для работы на преподавательской должности. Документ отражает суть деятельности преподавателя: воспитание, развитие, обучение ребѐнка. Стандарт учитывает особенности современного образования в динамично развивающемся мире. Все учебные заведения должны применять новые нормативы согласно требованиям отраслевого и трудового законодательства. Стандарт должен: - Соответствовать профессиональной деятельности преподавателя. - Не загонять деятельность педагога в жѐсткие рамки, но поощрять его стремление к развитию профессиональному и личностному. - Оградить учителя от несвойственных его профессии функций, которые мешают выполнять педагогические обязанности. -Стимулировать инициативность, активность, поиск нестандартных решений-. Соответствовать международным нормам. -Соответствовать профильным государственным органам и организациям.

    Цели создания и применения профессионального педагогического стандарта:
     Определить достаточную квалификацию учителей, которая оказывает непосредственное влияние на результат обучения детей.
     Обеспечить должный уровень подготовки учителя, который приведѐт к высоким результатам преподавательского труда.
     Довести до сведения педагога, какие требования к нему предъявляют современные образовательные стандарты.
     Вовлекать педагогов в мероприятия, которые направлены на повышение качества образования.

    Каждый педагог должен:
    1. Иметь высшее профессиональное образование. Если у учителя средне-специальное образование, наниматель должен предоставить ему возможность получить высшее образование без отрыва от основной работы.
    2. Знать предмет, который он преподаѐт в образовательном учреждении.
    3. Уметь грамотно строить план уроков, проводить их с максимальной информационной
    пользой и эффективностью. Регулярно проводить анализ результатов выполненной работы
    и усвоенных знаний.
    4. Владеть дополнительными педагогическими методами, которые не входят в программу
    обучения.
    5. Вовлекать в учебные процессы всех учащихся, независимо от их уровня подготовки,
    индивидуальных особенностей.
                  
    6. Уметь объективно оценивать знания учащихся.
    7. Владеть формами и навыками воспитательной работы. Применять их на учебных часах
    и во внеклассной работе.
    8. Уметь организовывать внеклассную работу, экскурсии, конкурсы, выезды на природу,
    походы в музеи и на выставки с максимальной пользой для обучения.
    9. Уметь прививать детям правильные ценности и жизненные ориентиры.
    10. Уметь вести воспитательную работу с учѐтом возрастных, культурных, психологических
    особенностей каждого ребѐнка.
    11. Формировать и поддерживать в классе дружелюбную обстановку, комфортную
    эмоциональную среду, деловую учебную атмосферу.
    12. Способствовать развитию личностных качеств каждого воспитанника.
    13. Одинаково относиться ко всем ученикам, независимо от их психологических
    особенностей, способностей к усвоению знаний, поведенческих привычек.
    14. Уметь выявлять проблемы каждого ребѐнка во всех ракурсах: учѐбе, взаимоотношениях
    со сверстниками, физическом состоянии. Оказывать квалифицированную педагогическую
    помощь в их разрешении.
    15. Уметь работать с методической литературой, в том числе по смежным профессиям:
    логопедической, психологической и т.п.
    16. Уметь общаться с коллегами и узкими специалистами по программам индивидуального
    развития ребѐнка.
    17. Владеть основами семейной психологии, отношений родителей и детей.
    18. Уметь грамотно строить взаимоотношения с родителями учащихся, как коллективные,
    так и индивидуальные.
    Внесѐнные в профессиональный стандарт педагога требования к педагогу носят общий рекомендательный характер. Работодатель может предъявить к соискателю на вакансию учителя более высокие требования, чем установленные стандартом. Например, исходя
    из специфики образовательного учреждения, он может потребовать хорошее владение английским или другим иностранным языком, наличие навыков программирования и т.п.
    Ответственность за кадровые решения и полномочия сотрудников лежит на руководителе образовательного учреждения. Специальные требования должны быть закреплены локальной документацией организации, внесены в должностную инструкцию и трудовой договор.
    Помимо требований к соискателям, профессиональный стандарт называет условия допуска претендента к преподавательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством, к педагогической работе не допускаются:
     Лица, которые лишены этого права судебным решением.
     Лица, которые признаны недееспособными.
     Лица, которые имеют судимость.
     Лица, больные наркоманией, алкоголизмом, заразными заболеваниями.

    Трудовые функции в профессиональном стандарте педагога
    Документ включает длинный перечень действий, которые осуществляет педагог в своей профессиональной деятельности. В данной статье представлены лишь основные профессиональные функции в профессиональном стандарте педагога всех уровней образования.
     Разработка, внедрение учебных программ.
     Осуществление преподавательской деятельности по требованиям ФГОС дошкольного
    и общего образования.
     Участие в разработке, обсуждении, внедрении программ развития учебного заведения.
     Планирование и проведение учебных занятий по предмету и общеобразовательных.
     Анализ эффективности занятий, методик и подходов к обучению. Внесение корректировок
    и изменений в программу с целью повышения эффективности уроков.
     Тестирование, контроль, оценка текущих достижений и итоговых результатов учащихся.
     Формирование навыков практического использования информационных
    и коммуникационных технологий.
     Формирование у школьников мотивации к учебе.
     Ведение внешкольной деятельности: лабораторной, проектной, экспериментальной,
    полевой.
     Разработка и внедрение современных педагогических технологий.
     Апробирование новых подходов к обучению. Введение успешных экспериментов
    в образовательный процесс.
     Организация внеурочной деятельности: игры, соревнования, художественные,
    музыкальные, театральные, прикладные занятия.
     Регулирование поведения учащихся на занятиях и в свободное от учебы время.
     Определение и внедрение внутренних правил образовательного учреждения.
     Помощь в деятельности ученического самоуправления.
     Формирование и поддержание традиций в школьной жизни.
     Стимулирование учащихся к самостоятельности, активности, инициативности, творческой
    деятельности.
     Формирование у школьников гражданской позиции, способности к социализации и труду,
    склонности к здоровому образу жизни, толерантности к окружающим.
     Защита достоинства и интересов детей, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
     Помощь родителям или опекунам в решении вопросов воспитания.
     Формирование дружелюбной атмосферы детско-взрослого сообщества.
    Профстандарт педагога дополнительного образования
    Профессиональный стандарт регулирует деятельность педагога дополнительного образования, который занимается с детьми во внеурочное время. Задача преподавателя — удовлетворить потребность детей в развитии творчества, познания, коммуникативности, самореализации.
    В числе функций педагога дополнительного образования согласно профстандарту:
     Организация, контроль, оценка занятий по дополнительным образовательным программам.
     Организация культурного досуга.
     Обеспечение позитивного взаимодействия родителей или опекунов с детьми.
     Организация дополнительного образования взрослых и детей в разных направлениях.
     Мониторинг, оценка, анализ качества реализации дополнительных учебных программ.

    Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
    Внедрение нового профессионального стандарта педагога позволяет изменить модели его подготовки и переподготовки, способствует повышению квалификации и профессиональных навыков. Современный педагог — это специалист широкого профиля. Он имеет навыки психолога, методиста, воспитателя. Он разбирается в информационных технологиях, умеет найти подход к ребѐнку и общий язык с его родителями.
    Одновременно с ростом профессионализма повышается осознание собственной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Успешный преподаватель открыто демонстрирует ученикам и обществу готовность к переменам, способность
    к нестандартным решениям, расширение кругозора, гибкость в восприятии новых направлений в образовании.

    Профессиональный стандарт педагога расширяет возможности работников образования. Он учитывает специфику педагогической деятельности и определяет более узкие специальности:
     Педагог дошкольного образования.
     Педагог начальной школы.
     Педагог основной школы.
     Педагог старшей школы.

    Учителям запрещено

    (ст. 48 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»)

    - проводить политическую агитацию;
    - принуждать обучающихся к принятию/отказу политических, религиозных или иных убеждений;
    - разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
    - проводить агитацию, пропагандирующую исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов;
     - побуждать учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie